Почему нужно проверять состояние аккумуляторных батарей? Методы оценки и анализа
При эксплуатации аккумуляторных батарей важно периодически проверять их состояние. Это трудоемкий, но обязательный процесс для любых тяговых аккумуляторов, установленных в самоходных штабелерах, поломоечных машинах и другой технике на электротяге. В статье мы расскажем, какими методами и приборами выполняют тестирование и проверку АКБ.
Почему проверка АКБ имеет ключевое значение?
При работе тяговые батареи изнашиваются и могут выйти из строя. Чаще всего это связано с неправильным использованием, недозарядом, перезарядом, несвоевременным или некачественным обслуживанием. Мастера нередко закручивают перемычки по субъективным ощущениям и изменяют сопротивление соединений между элементами. Результат — изменение нагрузки на определенные элементы и поломка.
Несвоевременная проверка состояния аккумуляторных батарей может привести к:
- уменьшению емкости;
- сокращению срока эксплуатации;
- увеличению времени заряда;
- ускоренной отдаче тока.
Как проверить состояние тяговой АКБ
Для оценки состояния тяговых АКБ используется 5 основных методов.
- Стационарная система мониторинга АКБ.
Профессиональная система мониторинга выполняет запись и учет данных об АКБ:
- в какое время и сколько раз аккумулятор разряжался;
- когда выполнялась зарядка;
- сколько АКБ простаивала без заряда;
- как заряжаются отдельные элементы батареи.
Методика позволяет определить остаточную емкость, базируясь на статистические сведения по зарядам и разрядам тяговой АКБ. За этими методами будущее, но системы мониторинга обходятся в круглую сумму. Чаще всего их можно увидеть только на заводе-изготовителе.
- Использование нагрузочных вилок и мультиметров.
Эти методы малоинформативны. Нагрузочная вилка предназначена для проверки стартерных аккумуляторов, а не тяговых АКБ, для которых характерен длительный разряд, т.е. отдача энергии на протяжении длительного времени. С помощью мультиметра можно узнать напряжение, а не емкость аккумулятора.
- Определение проводимости либо внутреннего сопротивления АКБ с помощью специальных тестеров батарей.
Эта методика дает возможность проанализировать процессы, происходящие в аккумуляторе. Рост внутреннего сопротивления, как и уменьшение проводимости, свидетельствуют об уменьшении емкости. Рост сопротивления говорит об изменении состояния пластин. Чем плачевнее их состояние, тем меньшим будет производимый ток.
Диагностика батарей тестерами сопротивления либо проводимости относится к экспресс-методикам – информативным и оперативным. Всего с помощью одного простого прибора можно проверить все аккумуляторы за короткое время, без найма специального обслуживающего персонала, растрат энергии на заряд/разряд/заряд АКБ, необходимые при традиционных испытаниях.
Стоит отметить, что на рынке существует огромное количество тестеров, но выбирать их нужно с учетом рекомендаций производителя аккумуляторов.
- Определение остаточной емкости тяговых аккумуляторов.
Эта методика довольно длительная. Сначала нужно полностью зарядить аккумулятор, затем полностью разрядить и вновь зарядить током до показателя напряжения, обозначенного в паспорте. После испытания можно точно определить остаточную емкость, обнаружить неисправные элементы, которые при несвоевременном обнаружении способны вывести из строя даже почти новый аккумулятор.
- Измерение плотности электролита.
В батареях обслуживаемого типа можно определять плотность электролита и на основании полученных значений оценивать состояние агрегата. Полученные значения плотности сопоставляют со специальными диаграммами (зависят от прибора).
Между плотностью электролита и емкостью есть прямая зависимость. Изменение плотности электролита происходит из-за разных, порой взаимосвязанных причин (глубокий разряд аккумулятора, сульфатация, утечка электролита и другие). АКБ в таком случае разряжается быстрее и отдает меньше заряда. Но нужно учитывать, что плотность электролита не является постоянной величиной и меняется в зависимости от степени заряда и температуры.
Далее поступают в зависимости от отклонений (и в ту, и в другую сторону – опасно для АКБ). Можно или полностью поменять электролит, или долить дистиллят, обязательно перемешав жидкости.
Какой бы метод проверки состояния АКБ вы не использовали, главное – сопоставить измеренные значения с параметрами, рекомендованными производителем и выполнять предусмотренное техническое обслуживание в полном объеме.