1. Главная
  2. Статьи
  3. Аккумуляторы для лодочных моторов: виды, особенности выбора и эксплуатации

Аккумуляторы для лодочных моторов: виды, особенности выбора и эксплуатации

Аккумуляторы для лодочных моторов: виды, особенности выбора и эксплуатации

Резиновые лодки с веслами уже давно считаются прошлым веком. Самый популярный водный транспорт, который чаще всего используют любители рыбалки – это моторные лодки. Нередко владельцы лодок отмечают недостаточную мощность и слабый заряд мотора. Современные тяговые аккумуляторы для лодки обеспечивают продолжительный период работы плавательного средства, долго работают без подзарядки и неприхотливы в обслуживании. Главное – подобрать оптимальную модель, знать тонкости эксплуатации и технические характеристики батареи.

моторная лодка с аккумулятором для рыбака

Что такое лодочные аккумуляторы?

Это специальные устройства глубокого заряда, накапливающие большое количество энергии (12 Вольт), поэтому можно использовать АКБ без подзарядки длительное время. Используются на моторах и электродвигателях, эффективно сохраняют заряд и позволяют моторной лодке работать длительное время. Как у любых типов батарей, у них есть свои преимущества и недостатки.

Плюсы:

  • Автономность.
  • Экологичность.
  • Устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов. Специальная конструкция предупреждает попадание кислорода внутрь устройства и окисление пластин.
  • Удобство настройки.
  • Быстрый запуск.

Недостатком аккумуляторов является то, что периодически их нужно заряжать от источника переменного тока. Бензиновый двигатель работает от топлива, которое можно взять в лодку про запас и дозалить в бак, даже находясь вдали от цивилизации. Но стоимость и обслуживание электромоторов дешевле, чем бензиновых, поэтому они более востребованы.

Тяговые аккумуляторы не допускается хранить в неотапливаемых помещениях при сильных морозах, а также подвергать длительному воздействию прямых солнечных лучей.

Виды тяговых аккумуляторов

Лодочные аккумуляторы подходят для разных электромоторов, которые используются на многих видах транспорта: троллейбусах, вилочных погрузчиках и электрокарах различного назначения. Бывают нескольких видов.

  • WET — классические свинцово-кислотные батареи с жидким электролитом. В аккумуляторах данного типа свинцовые пластины погружены в отсеки с кислотой. Идеальны в качестве стартовых аккумуляторов. Главными достоинствами является доступная цена и высокий ресурс. Но есть и недостатки: аккумуляторы для кемпинга нуждаются в регулярном обслуживании и плохо сохраняют емкость в случае глубокого разряда.

классические свинцово-кислотные батареи с жидким электролитом для лодки

  • Гелевые АКБ. Самые популярные батареи глубокого разряда для лодочных моторов со свинцово-кислотным электролитом в виде геля. Экологичны и безопасны, не выделяют вредных веществ в воздух при заряде. Батареи не боятся глубокого разряда и быстро восстанавливают емкость при зарядке (простой в течение месяца – разрядка не более 5 %). Всегда выдают высокий ток для пуска. Прекрасно работают как при высоких, так и при низких температурах.

Гелевые АКБ для лодки

  • Литиевые. Компактные, энергоемкие, автономные аккумуляторы с высокой скоростью заряда и низкими показателями регрессии (не более 1-2 % за год). Быстро заряжаются и хорошо держат заряд. Литиевый аккумулятор для лодочного электромотора стоит дороже гелевого, поэтому данные модели менее популярны.
  • AGM батареи. АКБ нового поколения с основой из абсорбированного стекловолокна без жидкого электролита, что существенно уменьшает риск сульфатизации электродов. Относятся к необслуживаемым батареям и не нуждаются в дозаправке электролитом. Недостатком батарей является высокая чувствительность к перезаряду, большой вес и габариты.

Если вы купили АКБ повышенной емкости, следует установить ограничитель заряда, чтобы двигатель не перегорел при подаче высокого заряда.

Почему нельзя устанавливать автомобильные аккумуляторы на лодки?

Начинающие рыбаки практикуют использование стартерных автомобильных аккумуляторов вместо тяговых. Однако делать этого не стоит. Автомобильные батареи выдают высокий заряд только в момент старта двигается и заряжаются (подзаряжаются) в связке с генератором. Для лодочного мотора это недостаточно, и уже после нескольких циклов заряда-разряда АКБ могут потерять до 70 % емкости от первоначального объема.

При выборе аккумулятора многие отталкиваются только от бюджета. Однако дешевые устройства могут быстро выйти из строя. По стоимости все модели АКБ для лодок можно разделить на 3 группы:

  1. Бюджетные. Батареи средней емкости (80-100 А/ч), среди которых встречаются кальциевые модели – с добавлением кальция, что удешевляет их производство. Но такие батареи чувствительны к глубокому разряду.
  2. Средней ценовой категории. В основном это гелевые батареи емкостью 100-150 А/ч. При соблюдении правил эксплуатации их хватает на длительную рыбалку.
  3. Топовый сегмент. Модели с высоким пусковым зарядом и емкостью до 300 А/ч. Оптимальный вариант для профи. В эту же группу попадают аккумуляторы для катера.

Что учитывать при выборе тяговых АКБ для лодочных моторов:

  1. Тип двигателя (12, 24 Вольт). Для двигателя 24 Вольт нужна батарея соответствующей мощности либо 2 АКБ по 12 Вольт, соединенные последовательно.

Свинцово-кислотные и GEL модели способны выдавать мощный стартовый импульс, долго работают с высоким зарядом.

  1. Емкость. Зависит от характеристик мотора: чем он мощнее, тем больше должна быть емкость. В среднем, АКБ должен обеспечивать не менее 2-2,5 ч непрерывного хода лодки на максимальной скорости.

Мощность лодочных моторов оценивается по упору и тяге. Упор – это сила, развиваемая гребным винтом во время вращения (выражается в фунтах). Эта сила передается лодке, и она движется в горизонтальном направлении. Нередко на 45 килограмм массы лодки требуется 2 фунта тяги, но лучше предусмотреть запас в 10 %.

  1. Вес. Оптимальными считаются батареи с весом в диапазоне 20-25 кг. Более тяжелые модели могут быть проблемой для небольших суден.
  2. Тип обслуживания. Самые оптимальные – необслуживаемые АКБ, поскольку для обслуживания требуются особые условия (помещения для зарядки и т.д.).
  3. Степень саморазряда. Этот показатель определяет время хранения аккумулятора без подзарядки. Чем он меньше, тем лучше.

Перед приобретением аккумулятора для лодочного мотора следует высчитать среднее время работы мотора на основании исходной технической информации. Например, в паспорте указано, что мощность мотора составляет 30 А. Это значит, что при полностью зараженном аккумуляторе транспортное средство проплывет около 3,3 ч. Но на деле так будет, только пока АКБ новый. В дальнейшем это время будет составлять примерно -20 % от исходного.

На срок службы АКБ влияет несколько факторов:

  1. Качество заряда. Если входящий ток и мощность АКБ не совпадают, батарея изнашивается быстрее.
  2. Условия хранения. Хранение батарей в не полностью заряженном виде при температурах ниже 0 укорачивает срок службы.
  3. Глубина разряда. Количество циклов «заряд-разряд» указываются в характеристиках батареи. Оптимально – 400-800.

Особенности эксплуатации

АКБ для лодочного мотора требует соблюдения определенных правил эксплуатации.

эксплуатация лодочных аккумуляторов

  • Любые манипуляции с устройством можно производить только после его отключения.
  • Зарядное устройство должно соответствовать исходным параметрам тока и напряжения.
  • Нельзя заряжать батарею больше размера емкости (лучше использовать ограничители заряда).
  • Не стоит использовать либо хранить аккумулятор при слишком высоких и слишком низких температурах.
  • Во избежание падения аккумулятора в воду следует использовать надежные крепления.
  • Периодически нужно проверять качество соединения всех контактов, чтобы исключить утечку тока, перегрев или окисление.
  • Ни в коем случае нельзя вскрывать аккумулятор.
  • Аксессуары и зарядные устройства следует покупать только у проверенных поставщиков.
  • Утилизация отработанных аккумуляторов проводится в специально отведенных местах.

Допускать падение заряда менее 20% не стоит: это снижает рабочий ресурс аккумулятора.

Выбор тягового аккумулятора зависит от характеристик мотора и бюджета, отведенного на покупку. Новичкам и рыбакам, редко пользующимся моторной лодкой, можно купить бюджетную модель. Лодочникам со стажем экономить не стоит: лучше купить добротную гелевую батарею. Главное, что следует помнить: АКБ должна подходить к электромотору по всем параметрам.

 

Последние статьи: